Материалы

Рождение бренда. Путь к успеху в разведении скоттиш фолдов

weightsЖелающих открыть свой питомник и начать зарабатывать на кошках сегодня много как никогда. Идея, безусловно, возбуждающая и, на первый взгляд, перспективная, но, как многие, она одновременно несет в себе массу иллюзий. Всем стало казаться, будто в современном мире разведение кошек процесс примитивный: можно его организовать «на коленке». Главное – купить производителей где то в раскрученном питомнике, наплодить котят, потом прорекламировать их в соцсетях и быстро продать по той цене, за которую купили родителей, получив солидную прибыль.

Звучит здорово, только в жизни не работает вообще. Это все на словах выглядит просто и быстро окупаемо. Но если вы не глубоко в материале, если вы реально не понимаете, как это работает, не понимаете, как из обычной беспородной Сьюзи с мутировавшим геном сложенных ушек за несколько десятилетий заводчики создали те изумительные экземпляры фолдов, которые всех так восхищают, то, оказывается, в реальном мире вы даже не сможете правильно выбрать пару производителей для покупки. И тут каждый заводчик, к которому вы обратитесь, начинает предлагать вам что то свое. Вы на что то ведетесь… Дальше – больше. Родились котята. А вы не знаете, как определить их качество, а если не знаете, как определить лучшего котенка, – не знаете, кого оставить себе для дальнейшей работы. Значит, вы, как минимум, не внесете вклад в развитие породы, а, возможно, сведете на нет усилия поколений заводчиков, работавших до вас. Даже если вас заботит только потенциальный доход, не имея знаний, максимум, на что вы можете рассчитывать – более или менее успешно продать первое поколение котят, рожденных от купленных производителей, и то, если вам крупно повезло, и крови родителей удачно «легли».

Таким образом, первый шаг в истории успеха любого заводчика – изучение азов фелинологии. И, если вы решили открыть свой питомник, без этого не обойтись. Уже на первом этапе у вас в голове должна сложиться очень четкая система критичности отклонений от стандарта породы и от вашего представления об идеальном скоттиш фолде. Это вам понадобиться и на этапе покупки производителей, и в дальнейшей работе, когда вы будете оценивать рожденных котят. Только не думайте, что вам удастся купить животных без недостатков. Таких просто не бывает. Вам даже не предложат лучших, так как их оставляют себе или продают избранным. Поэтому, придется выбирать, с каким из недостатков вы готовы работать, а с каким не стоит связываться. Так, например, если отклонение не влияет на здоровье и воспринимаемую ценность конкретного животного – его можно применить для своей племенной программы. Если, при покупке нового производителя, вы обнаружите, что заводчик умолчал о перекусе, небольшой шишке или флэте на черепе, в общем, о том, чего не было видно на фото и видео, - не стоит впадать в панику и устраивать скандал. Просто будьте готовы к сюрпризам и всегда осматривайте животное до покупки лично. Это даст вам возможность оценить степень отклонений от желаемого и, в случае наличия существенных недостатков, отказаться от покупки, пожертвовав задатком, или попросить заводчика снизить стоимость. Но скидка не должна быть самоцелью, лучше пожертвовать залоговыми деньгами, если у животного обнаружились критичные для здоровья или дисквалифицирующие пороки.

На этапе обучения, когда вы еще не уверены в своих знаниях, вам часто придется опираться на чужой опыт и советы. Это, безусловно, полезно. Но и здесь есть свои «но». У нас было несколько историй, когда мы предпочитали не слушать советов, например, не связываться с каким-то известным питомником, не покупать там животных, хотя все вокруг хором кричали, что там кошки лучше всех. Мы этого не делали просто потому, что нам не нравился пропагандируемый тип фолдов. Знать мнения экспертов и заводчиков о конкретной кошке или о животных тех или иных кровей – это, безусловно, полезно, но эти мнения, в конце концов, носят субъективный характер и много от чего зависят. Их обязательно надо иметь в виду, но это всегда вторично, и нужно лишь как проверочное действие. А первое в очереди – собственное впечатление о животном. Ведь с этим животным предстоит жить несколько лет, черты этого животного видеть в его детях. Поэтому, наше вам напутствие: не пренебрегайте советами, но в решении опирайтесь на свою интуицию и собственное чувство прекрасного. Если вам что-то не нравиться, - всегда есть другой вариант.

Есть еще один важный с нашей точки зрения момент. На заре нашей фелинологической деятельности нам как-то порекомендовали купить кошку в одном старом питомнике. Весьма авторитетный специалист говорил: «Девочки, такая удача, цена хорошая, случай упускать нельзя, все по стандарту, и полная синергия по кровям». Решили посмотреть: действительно, правильная кошка, все при ней, крови, опять же… – все вроде бы замечательно. Одно «но». Кошка не вызывает ощущения «Супер!». И знаете, этого хватило, чтобы принять решение не покупать. Такой подход к разведению, за которым, по сути, стоит принцип «да, пусть мы делаем не супер, но зато по стандарту» встречается часто. Стоит сказать другому заводчику, что его кошки, по нашему скромному мнению, как будто бы простоваты по типу, как сразу же получаешь типовые ответы: «Ой, да сейчас все себя считают экспертами…» или «На самом деле все эти звездные заводчики просто рвут деньги за раскрученное имя…» Мы же убеждены: можно год рвать деньги за имя, можно два, но рано или поздно обман раскроется, если король голый. Продавать дорого и, главное, долго можно только по-настоящему хороший продукт, поэтому все эти реплики про звездных заводчиков, которые штампуют кукольные личики, не обращая внимания на недостатки, вроде перекусов, флэтов и прочего, - пустой звук. Мы всегда будем на стороне тех, кто считает, что лучше иметь выдающиеся достоинства наряду с недостатками, чем не иметь явных недостатков, но и не обладать явными достоинствами. Без культивирования достоинств не будет прогресса. Так можно десятилетиями плодить котят-середнячков, и не внести вообще никакого вклада в породу. Может, для кого-то это и приемлемо, но такие люди вряд ли читают сейчас эту статью.

Если вы хотите питомник с «именем», со своим «лицом», если решили создать свой бренд в фелинологии – вам следует раз и навсегда уяснить главный элемент успеха: «имя» рождается из показа реальных достоинств животных питомника. Если их нет – некоторые заводчики начинают из пальца высасывать достоинства, но такой бренд умрет не родившись. И, важно, чтобы достоинства ваших кошек были продуктом вашей личной работы. А это, как минимум, третье-четвертое поколение животных, рожденных в вашем питомнике. Это сложнее всего. Родить достойное животное очень трудно, а добиться стабильного рождения высококлассных котят из поколения в поколение еще труднее. Зато, животные вашего разведения, находящиеся на определенной ступени совершенства, будут сами себя продавать. Правда, потребуется немало времени, чтобы освоить все премудрости фелинологии. Пять-десять лет на практике помучиться, получить пару сотен котят, поработать с разными линиями, досконально изучить генетику кошек, прослушать несколько курсов у разных экспертов, поучаствовать со своими животными в сотнях выставок и все это время грести лопатой… нет, не деньги, а кошачьи какашки. Но надо просто двигаться шаг за шагом, терпеливо доводить задуманное до конца, простое – до совершенства. И оказывается, что, когда достигаешь этой высоты, люди видят разницу. Когда вы добьетесь стабильного рождения в вашем питомнике животных, от вида которых будет сносить крышу у породников и экспертов, животных, радикально отличающихся от всех остальных посредственностей, - тогда за вашими котятами будут стоять очереди, они будут продаваться еще до момента появления на свет и лишь избранным.

Понятно, что даже в ведущих питомниках от классных животных рождаются разные по качеству котята. Все они отличаются фенотипом, генотипом, темпераментом - много чем. Но человеческая натура такова, что каждый хочет быть уверенным, что если уж он покупает котенка «с именем», то качество его будет точно таким же, как у его папы/мамы и других шедевральных представителей питомника. Это стоит невероятных усилий – сделать так, чтобы фенотип и качество большинства котят были одинаково классными, независимо ни от чего. Но, только добившись этого, можно порассуждать о том, как результаты своего труда презентовать наилучшим образом.

Что касается презентации, то ею нужно заниматься серьезно и планомерно. Способы рекламы вполне традиционны, главное, их правильно использовать.

Безусловно эффективным вложением является показ на выставках своих лучших животных. Это дает большему кругу потенциальных покупателей возможность в живую видеть результаты вашего труда. А положительный личный опыт – лучшая реклама.

Обязательно окупятся и затраты на то, чтобы красиво презентовать свои достижения в сети Интернет. Большинство заводчиков сегодня решают эту задачу просто – заводят аккаунты во всех соцсетях и на этом успокаиваются. Продвижение через соцсети – это здорово. Глупо не использовать этот коммуникативный канал. Но для нас удивительно видеть, как многие заводчики по полдня сидят в Интернете, но результаты своей работы там никак, по сути, не представляют или представляют из рук вон плохо, так, что любому, кто зайдет на страничку питомника, станет скучно. И это очень печально. Ведь грамотно написанный сайт или страница питомника, наполненные красивыми профессиональными фотографиями – не только лицо бренда, но и один из лучших инструментов его продвижения.

Поймите, сегодня нет дефицита хороших скоттиш-фолдов. Шотландская порода в России за последние 5 лет сделала огромный шаг в своем развитии. Российские фолды отобрали пальму первенства у американских. Высококлассных животных стало так много, что порой трудно невооруженным взглядом найти качественные различия между выпускниками разных питомников. В этих условиях конкуренция идет на уровне микропреимуществ. И умение правильно показать своих животных в наилучшем ракурсе тут как нельзя кстати.

Немаловажно, чтобы фотографии и посты, которые вы размещаете в сети, отражали реальные достоинства ваших кошек. Конечно, вы можете однажды по неосторожности солгать. Но это глупость в высшей степени. Потому что плохое люди забывают очень долго, а хорошее быстро стирается из памяти, покривил душой один раз - и всё потерял. Фелинологический мир тесен, в нем правила игры простые: как только кто-то узнает, что вы наврали, рекламируя своих животных, вас порвут на британский флаг и сделают из этого праздник для всех, прежде всего, для ваших конкурентов, которые смогут на вашем примере показать всем, как строго они блюдут интересы покупателей и поддерживают чистоту породы. Вы доставите удовольствие огромному кругу заводчиков и за это заплатите.

Говоря об опасности вранья, стоит сказать пару слов в защиту груминга. Практически каждая женщина с той или иной степенью регулярности пользуется макияжем, но никто не считает это обманом, потому что все умом понимают, что на самом деле у нее цвет щек не такой яркий, и ресницы, вероятно, не такие длинные и черные, и, вообще, роза с фиалкой – это не ее естественный запах. В этом нет никакого обмана, любой человек в состоянии отделить реальные характеристики от этой обертки. Поэтому наш совет: не бойтесь использовать груминг для того, чтобы более ярко показать достоинства ваших кошек. Если у вас есть для продажи хорошее животное, выберите в нем то, что считаете важным для покупателя, подчеркните это с помощью красивой «обертки» и говорите только правду, помня про то, что репутация создается годами, а разрушается за один миг. Главное – в принципе говорите, потому что в современном мире без саморекламы питомнику не выжить.

Часто приходится слышать: реклама не помогает - котята не продаются, так как рынок переполнен. Что сказать на это? Правильное наблюдение. Но оно говорит не о том, что продать невозможно, а о том, что у вас проблемы - ваш питомник производит то же, что и все остальные. В этом случае, конечно, очень трудно управлять выбором покупателя. Потому что если у него в голове закрепилась эта мысль, то у ваших котят есть надежда быть купленными в очень ограниченном количестве случаев – когда у конкурентов отключили интернет на неделю, у них в питомнике понос или они в отпуск уехали. Какой-то процент продаж все равно будет. Но если мы говорим о великих свершениях, о прорывах, то рекомендуем без промедления заняться ключевым элементом – качеством рожденных у вас котят, и только потом думать о том, как продвинуть свой питомник.

Таким образом, мы вернулись к тому, с чего начали эту статью. Но, без этого – никак. Как без фундамента не построить дом, так и без достойных котят своего разведения не раскрутить питомник. Если вы хотите свой бренд, подумайте, что нужно улучшить в ваших линиях, и делайте это. Можно пойти по пути микро достижений. Но, в идеале, надо добиваться действительно значимого конкурентного преимущества. Потому что покупатель не должен придумывать себе аргументы, почему ему нужно купить вашего котенка. Он не должен вообще сам себя уговаривать – он должен с радостью мчаться навстречу покупке. Единственно правильный путь – это потратить время, интеллектуальную энергию и создать племенную линию, обладающую реальным превосходством над конкурентами. Улучшенные черты должны быть милы не только вашему сердцу, они должны быть ценны и для других породников, и для экспертов, и для простых обывателей. Когда вы этого достигните, останется лишь презентовать полученные преимущества. Вот и все.

 

© urfocat, 2017